Бескрайние степи и золотые купола мечетей, голубые просторы озера Балхаш и современные здания Астаны, города великого шелкового пути и космодром Байконур — это Казахстан. Игорь и Оксана Русаковы добрались до самой крупной из бывших советских республик.

Сам путь в Казахстан обернулся целым приключением, к которому никто из путешественников готов не был. Поскольку виза в Россию у супругов заканчивалась 30 сентября, рано утром они уже стояли на трассе и ловили попутку до ближайшего пограничного пункта – Одесска. Все шло гладко – машина остановилась быстро, до границы домчали на удивление быстро. Но тут Игоря и Оксану ждал неприятный сюрприз.

«Оказалось, что это двусторонняя граница. Это означает, что пересекать ее могут только казахи и россияне. Соответственно для нас, как для жителей Латвии и жителей Евросоюза, эта граница оказалась закрыта.

Водитель, с которым мы ехали, высадил нас и поехал дальше. А пограничники предоставили нам документ, в котором было написано, что мы ознакомлены с тем, что эту границу мы пересекать не можем, и чтобы нелегально мы ее не пересекали, — за это предусмотрены штрафы и другие наказания», — рассказывают Игорь и Оксана.

Путешественникам пришлось возвращатья – 40 минут идти пешком до города Одесска, ловить там попутку в обратном направлении, возвращаться в Омск и снова стоять на трассе, надеясь поймать машину до другого пограничного пункта – Исилькуль. Тут ребятам везло не так, как с утра. Транспорт они ждали почти час. По выходным с этим делом всегда сложнее, а на календаре была суббота. Но с горем попалам они добрались до нужной точки.

«По дороге мы познакомились получше с нашим водителем Василием, и оказалось, что он очень отзывчивый и щедрый человек. Он нам в тот день очень помог. Мы с ним доехали до самой границы, пересекли границу с Россией и поехали на границу с Казахстаном. Там началось самое интересное. Василий пошел первый, мы пошли за ним.

Когда подошла наша очередь, пограничник взял наши паспорта и сказал следующую фразу: «А где переводы?». Мы были очень удивлены и не поняли, что он имеет ввиду. Я спросил: «Какие переводы?». — «Переводы вашей визы». — «Но вообще-то с этого года нам не нужны визы в Казахстан, и у нас ее вообще нету». На что уже пограничник был удивлен — как это мы пытаемся пересечь границу с Казахстаном без визы? Но я сказал ему, что с этого года граждане Латвии могут въезжать в Казахстан без визы, на 30 дней. Пограничник был удивлен — у него такой информации не было. И он сказал такую фразу, которая меня немножко выбила из колеи: «Возможно, вы не сможете пересечь эту границу».

Он пригласил нас в отдельную комнату, пошел к более компетентному коллеге чтобы выяснить вопрос относительно нас. Наш вопрос решился в течение десяти минут, и мы были рады, что правильно поняли закон. Нас пропустили дальше, поставили штампы в паспортре. Василий уже ждал нас на улице, и мы обрадовались, что он не уехал, потому что наши рюкзаки были в его машине. В принципе, он мог нас не ждать, а просто уехать с нашими вещами. Но нам повезло», — рассказывают супруги.

Из-за неожиданных приключений путешественники не успевали добраться до первой запланированной в Казахстане точке – Кокшатау. Потому было принято решение заночевать в Петропавловске. Этот город запланирован не был, так что ночевать супругам было негде. Они оставили несколько запросов на сайте каучсерферов и буквально за пару часов им предоставили крышу все, кому ребята писали. Так Игорь и Оксана поняли: казахи — крайне отзывчивые люди.

«Утром мы выехали из Петропавлоска и одной машиной добрались до Кокшетау, где нас ждала мама нашей знакомой. Было приятно с ней познакомиться поближе, и мы увидели, что значит казахстанское чаепитие: за низким столом, мы сидели на  матрасах, то есть это не такой стол и стулья, к которым мы привыкли. А по утру мы увидели, что на улице идет снег, и мы решили как раз в тот день взять билеты на поезд, потому что билеты на поезд в Казахстане очень дешевые.

Ехать на поезде нам тоже понравилось, потому что там своя особая атмосфера: можно встретить разных людей, познакомиться с ними. Это интересно.

[...] Два билета стоили всего лишь пять евро, и это очень дешево», — говорят Оксана и Игорь.

Астана — современная столица Казахстана, строительство которой идет сверхзвуковыми темпами. Отели высокого уровня, зеркальные небоскребы, широкие проспекты и красивые набережные: именно такой предстает она перед туристами сегодня. С тех пор, как этот небольшой провинциальный город, известный своими «холодными» зимами, был объявлен будущей столицей страны и по указу президента Назарбаева заменил Алматы в 1997 г., он «пережил» бурный рост и стал вторым по величине в Казахстане. Наших путешественников этот город встретил сурово.

«Он нас застал врасплох.

Следующие два дня шел мокрый снег и дождь. Было тяжело смотреть достопримечательности, но мы все равно выбирались на улицу и пытались быстренько пройти по всем знаменитым местам.

Мы поднялись на башню Байтерек, оттуда красивый вид; смотрели разные мечети, ходили в парки. Но сейчас уже фонтаны в парках не работают и не такие красивые деревья, поэтому лучше приезжать летом», — признают ребята.

Сейчас Игорь и Оксана направляются на юг — в Алматы. В поисках теплах. Прогнозы обещают плюс 15 градусов. А это значит, что теплые вещи можно будет сложить на дно рюкзака и изучать Казахстан налегке.