Maxima Latvija и товарищество Zolitūde 21\11 заявили о готовности компании выплатить компенсации пострадавшим в золитудской трагедии, произошедшей в ноябре 2013 года. В то же время присяжный адвокат Айвар Гобземс, представляющий интересы потерпевших в судебных процессах, заявил, что такое предложение нарушает права пострадавших, сообщает Служба новостей Латвийского радио.

Maxima Latvija и общество Zolitūde 21/11 договорились, что получить компенсацию сможет каждый, кто признан пострадавшим в Золитуде Государственным центром судебно-медицинской экспертизы. О размерах выплат рассказал директор департамента корпоративных отношений Maxima Latvija Ивар Силанс:

«Это следующий шаг после 100-тысячных компенсаций для людей, потерявших в трагедии своих родных. Теперь настала очередь пострадавших физически. Они делятся на три группы: тяжело пострадавшие, они получат 75 тыс. на человека; средне пострадавшие — от 20 до 25 тыс. евро; легко пострадавшие — 5 тыс. евро».

Согласно подсчетам, компенсации будут выделены на 35 человек, а их общая сумма составит порядка 900 тысяч евро. В конце прошлого года Maxima уже выплатила компенсацию семьям погибших — в размере 100 тысяч евро за каждого человека. В общей сложности, на различного вида выплаты компания выделила уже около 5 миллионов евро.

Руководитель товарищества Zolitūde 21/11 Регина Лочмеле-Лунева отметила, что, суммы, на ее взгляд, являются адекватными:

«Правлению товарищества кажутся совершенно адекватными те суммы, которые будут выплачены раненым.

Особенно с учетом того, что сразу после трагедии все раненные получили по 7 тыс. 114 евро (тогда это было в латах, 5 тыс. латов) от государства. А также те люди, которые получили инвалидность, получили еще по 7 тыс. 114 евро от рижского самоуправления в качестве компенсации. Это не считая выплат из Ziedot.lv и других фондов».

Присяжный адвокат Алдис Гобземс, представляющий интересы пострадавших в Золитуде в судах, прямо на пресс-конференции высказался против такого соглашения:

«На этой пресс-конференции ложь прозвучала, как минимум, дважды. Первая ложь — что было заключено соглашение. Такого соглашения нет. Всеобъемлющего соглашения не было достигнуто между всеми сторонами. Такое соглашение не согласовано с моими клиентами, Как вы можете видеть, они не приглашены на пресс-конференцию. И, фактически,

то, что сегодня вам предлагает Maxima Latvia с г-жой Лочмеле – попытка, на мой взгляд, Maxima Latvia заработать на тех, кто выжил, предлагая заплатить меньше, чем полагается пострадавшим по закону».

По мнению адвоката, подобным предложением Maxima экономит порядка 500 тысяч евро, а пострадавшие по закону имеют право рассчитывать на большую сумму компенсации:

«О большой разнице здесь речь не идет, но соглашения нет. Это только попытка сказать: ну да, вы соглашаетесь, потому что у вас денег нет, берите, что предлагают. Но мы считаем, что справедливая ситуация — если мы заключили соглашения со всеми пострадавшими. Тогда, ну это примерно процентов на 30% больше. Если это соглашение. Но если нету соглашения, тогда, конечно, больше».

Никакого соглашения между обществом «Золитуде 21.11» и Maxima не заключалось. Более того, в правлении Золитуде 21.11 даже не знали о такой договоренности, сообщила член правления общества Алена Бурве:

«Я сама лично узнала о соглашении только из прессы. Никакого соглашения общество не делала, ни одного человека Maxima не вызвала, так что мы соглашения с Maxima никакого не заключали». 

Также одна из пострадавших в Золитуде сообщила о том, что прозвучавшие цифры – всего лишь предложение Maxima, оно невыгодно, и принято не будет:

«На мой взгляд, во-первых, это не соглашение, а предложение Maxima, так что, принять его или нет — личный выбор каждого пострадавшего. Выбор других пострадавших я комментировать не могу, это надо спрашивать мнение каждого по отдельности. То предложение, которое нам высказано через представителей Общества, мы его отклонили. Мы сказали — "нет"».

Как минимум несколько человек обратились в общество, чтобы отказаться от дальнейших судебных процессов и получить озвученную компенсацию. Об этом сообщила руководитель общества «Золитуде 21.11» Регина Лочмеле–Лунева:

«Точно так же, как с подписанием с семьями погибших в прошлом году, никакой статистики я оглашать не буду. И была категорически против, чтобы это делала та сторона. Я могу сказать только одно: первая группа пострадавших уже подписала это соглашение, и это не один человек».

Принять финансовую поддержку и отказаться от других требований или продолжать участие в судебном процессе — остается свободным выбором каждого пострадавшего в Золитуде.