В подкомиссии Сейма по медицинским вопросам сами медики и представители Минздрава подняли вопрос о возможном закрытии родильных отделений в больницах Латвии, где в год принимают менее 400 родов, то есть менее одних-двух в сутки, сообщает Служба новостей Латвийского радио. 

Это вынужденная мера, говорят и сами представители маленьких региональных  больниц, они готовы отказаться от родовых отделений в пользу крупных республиканских. 

Врачей-гинекологов акушеров в маленьких больницах уже несколько лет катастрофически не хватает, принимать роды скоро будет просто некому, опытные врачи уходят на пенсию, а молодые врачи туда не идут. «Из-за низких зарплат и небольшой нагрузки», — говорит Даце Резеберга, акушер-гинеколог Рижского роддома.

Проблему нужно решать. Глава медицинской подкомисси Сейма Виталий Орлов одно из решение проблемы видит в закрытии родильных отделений в маленьких больницах и перераспределении их нагрузки на ближайшие стационары, это предлагает и руководство объединенной больницы Балви и Гулбене.

«Ближайшие больницы вполне смогут принять роды у жительниц Приекуле, Гулбене или Балви», — добавляет Орлов.

В маленьких больницах продолжат следить за здоровьем будущих матерей отлько амбулаторно.  А рожать женщины смогут в больших больницах, куда доставлять их можно, например, как вариант, на вертолете. В экстренных случаях. Такая идея тоже прозвучала на комиссии. Насколько ее внедрение в жизнь реально? Способны ли большие стационары рожениц принять? Лиепайская региональная больница оснащена всем необходимым для проведения родов. 

«У нас есть и перинатальный центр, и родильное отделение,  и реанимация, и реабилитация, и операции. Мы крупнейшая больница Курземе, принимаем более  тысячи родов  в год», — говорит представитель больницы Индра Грасе.

По ее словам, Лиепайская  больница готова принимать пациентов и из других регионов и регулярно делает это, но вот доставку вертолетами пока не пробовали.

«Вертолетами доставлять пациентов - думаю, нет такой нужды, к нам привозят из Айзпуте, Приекуле, — там небольшие больницы. Или из Кулдиги.  Но чтобы вертолетами возить - не знаю. Из Айзпуте, по-моему гораздо быстрее в Лиепаю  довезти на машине неотложной помощи. Надо подсчитать, сколько времени нужно вертолету,  чтобы взлететь, сколько на сам полет, сколько, чтобы приземлиться, выгрузить пациента, у меня нет таких расчетов, — что будет быстрее - доехать или долететь, так что сравнить не могу», — говорит Грасе. 

Представитель Службы неотложной медицинской помощи Илзе Букша говорит, что вертолеты Национальных вооруженных сил уже сейчас медиками используются — но лишь в наиболее сложных критических случаях – при политравмах или сложных травмах головы.

«В среднем каждый год вертолетами доставляется в больницы от 12 до 20 пациентов. Если в региональной больнице выясняется, что помочь не могут, и нужна срочная доставка в Ригу, а самый щадящий для пациента способ доставки - по воздуху, мы связываемся с армией и просим вертолет. Чаще всего нам не отказывают. Но вертолету нужно время на подготовку к полету и сам перелет, поэтому чаще всего это заранее согласованные между больницами и запланированные операции. Такие ситуации, когда бригада приезжает на вызов и затем для доставки человека вызывает вертолет, у нас в стране пока не практикуются, тем более в случае родов. В стране просто нет вертолетов, оборудованных для медицинских целей», — отмечает Букша.

Доставка рожениц из регионов в более крупные больницы по воздуху тоже пока невозможна: вертолеты НВС хоть и просторны, но не оснащены оборудованием для реанимаций, продолжает Илзе Букша, а вертолеты пограничников, которые тоже иногда используются, могут перевозить пациента только в сидячем положении и в сознании, места для медика или принятия родов там практически нет.

Подробнее о проблеме — в сюжете Светланы Гинтер.