С юности Валерий мечтал об Америке, и однажды решил воплотить мечту в жизнь. Обстоятельства складывались против него, но молодой человек проявил находчивость — полетел в Мексику, чтобы оттуда нелегально перейти границу. А дальше, признаётся Валерий, было как в кино. Он почувствовал себя героем настоящего боевика.

В Америку хотел всегда. Я из того поколения, чьё взросление пришлось на период развала Советского союза. В то время с хлынуло много голливудских фильмов, что очень хорошо подогревало интерес к далёкой стране.

На Маскачке были хорошие друзья. Мы вместе учились жить, занимались спортом, а в 25 лет поняли, что много времени потратили впустую, ничего не добились и решили двигаться вперёд. Двое уехали в Америку, один в Германию. Я остался. Шёл 2002 год. Денег на поездку в США не было, нельзя было сделать студенческие документы, в туристической визе мне отказали.

На полгода ушёл в море. Болтался по Северной Атлантике. Вернулся. В один из дней раздался звонок — друзья из Америки. Звонили сказать, что знакомый мексиканец готов перевезти меня через границу. Проводников, которые переправляют нелегалов, называют кайоти.

Двое суток пути, пустыня, горы — приключение казалось рискованным, но в то же время манило романтикой. До этого я мало путешествовал, и когда представил кактусы, жаркое солнце и Мексику, сердце затрепетало и я понял: я должен это сделать, должен попробовать. Мексиканскую визу оказалось проще получить, чем американскую. Я собрал необходимые документы и купил билет в один конец — до Акапулько.

В Акапулько пришлось задержаться на пару дней. Голубой океан, другая жизнь, другие люди! Это был шок! Дальше я отправился в Масатлан, где меня должен был встретить мексиканец. Перейти сразу не удалось. Две недели пришлось ждать удобного момента. Я жил в его доме, в небогатом районе и открыл новую Мексику. Туристы, нацеленные на пляжный отдых, о существовании этой её стороны даже не подозревают.

Настал час Х. Автобус, дорога, пустыня, громадные кактусы, старые лачуги по обочинам дороги — всё как в кино. Мы взяли курс на город Санаита. Трижды останавливали патрули, военные с автоматами проверяли документы. На мне был мой лучший костюм, в руках фотоаппарат и туристические проспекты. Пронесло, не остановили. Хотя некоторых всё же ссадили с автобуса.

С проводником говорил на английском. Он по green card жил в США, был вполне добропорядочным гражданином и не особенно хотел заниматься противоправными делами, но... подкупили деньги, которые мои друзья пообещали за успешную операцию. Неизвестно, кто из нас двоих боялся больше, но всю дорогу я чувствовал, как от него исходят флюиды страха.

Туристы в Санаите редкие гости. Город находится далеко от моря и в основном сюда приезжают те, кто хочет перейти границу. Перебежчиков встречают местные жители и... Это хорошо отлаженный бизнес. Проводник кивнул в сторону мексиканцев и объяснил, что переводить меня будет не он сам — другой человек. Это насторожило.

Никто не должен был узнать, что я русский. При заселении в мотель по легенде я должен был быть гражданином Белиза. Проводник предупредил, что в противном случае будут большие проблемы, так как европейцам здесь номера не сдают. Портье понял всё без слов, но ключ от номера всё же дал.

Следующее утро началось с истошных воплей проводника. Он рисовал страшные картины апокалипсиса, что вот-вот приедет полиция и у всех будут большие проблемы. Койоти узнал, что я русский и отказался вести меня через границу.

Если кайоти ловят, когда он переводит через границу кого-то из «своих», его отпускают. А вот за русского или европейца можно схлопотать реальный срок. Правда ли это, не знаю, но я слышал именно такое объяснение.

Граница не для слабаков, и не прощает ошибок. Одни умирают от обезвоживания. Других убивают. Третьи страдают из-за того, что не вовремя перешли дорогу воротилам наркотрафика. Если ты белый и не говоришь по-испански, считай, что у тебя все шансы попасть в серьёзные неприятности.

В кармане лежали последние 100 долларов. Что делать? Видно было, что проводник тоже нервничает и, вероятно, проклинает тот день, когда согласился помочь. Как нерадивая уборщица, он был бы и рад замести остатки грязи под ковёр, но не получается — нужно искать выход из ситуации.

Мы вернулись на вокзал. Зашли в кафе. Сложно описать чувство, когда вокруг все тёмные, а ты один белый, и на тебя все смотрят. Проводник честно признался: он не знает, что делать, он не думал, что всё будет так, его тоже подставили.

Мексиканцы работящие добрые ребята, но умом не отличаются. Мой проводник оказался недалёким, повёлся на деньги, не оценил возможные риски. Ввязавшись в историю, обо всём пожалел, испугался.

У страха глаза велики только в реальной ситуации. Представлять себя героем в соломенной шляпе, сидя дома, - это одно. Но когда вокруг патрули и постоянная опасность, романтика улетучивается. Думаешь про себя: вот болван, куда полез!

В кафе с нами разговорился хозяин. Он предложил отправить меня в Америку первой же машиной, но нужно заплатить 500 долларов. Проводник просиял от счастья, спихнул меня хозяину кафе и уехал. Как оказалось, вместе со всеми моими документами. Мы долго препирались с хозяином. Наступила ночь. Идти было некуда, везти меня никто никуда не собирался. Мы окончательно разругались и я поплёлся на вокзал.

В это время подъехал автобус. Выгружались мексиканцы. С рюкзаками, в тёплой одежде. Собирались переходить. Накатило отчаяние. Решил: пойду один, сам, другого варианта нет. Напоследок позвонил друзьям в Америку. Они сказали, что с минуты на минуту хозяин получит деньги и я смогу уехать.

Пришлось вернуться к владельцу кафе. Увидев меня, он начал выговаривать: почему я, русский, такой злой и не верю людям, он же говорил, что всё будет хорошо, значит, действительно будет. Ночь я провёл в доме его друга-мулата. Он был очень добр — предложил помыться, дал халат, но умолчал о том, что он гомосексуалист...

Я принял душ, вышел из ванной. Мулат попросил меня зайти к нему. Он сидел на краешке кровати в халате на голое тело. Сейчас, говорит, покажу по кому я очень скучаю. Мулат достал фотографию и протянул мне. Это был мужчина с крашенными волосами и серьгой в ухе. Я всё понял...

В ответ я показал ему фотографию своей девушки и сказал, что тоже очень по ней скучаю и очень её люблю. Он расчувствовался и приставать ко мне не стал, но спал я этой ночью очень чутко. На всякий случай...

Когда назначили время отъезда в Америку, запахи моментально стали острее, а солнце ярче. Захотелось залезть на скалу, раскинуть руки и кричать от счастья. Стемнело, мы сели в старый джип и двинулись в путь. У границы мы свернули на просёлочную дорогу в две полосы. Появился ряд домов. Проводник вытолкнул меня из машины, приказал бежать за ним и рванул в горы.

На вершине мы остановились. Проводник указал на забор и яму, в которую нужно было прыгнуть. Пролезая, я порвал куртку, но это было уже неважно — нога ступила на американскую землю. «Здравствуй, Америка!». На горизонте появился магазин. Побежали у нему. Вслед за эйфорией пришла первая здравая мысль: что-то не так, неужели всё так просто? Но... выбирать не приходилось.

Проводник сказал в какую маршрутку нужно сесть, а я спросил, каковы шансы, что меня не поймают. В ответ услышал: 50/50. Мы обнялись и я остался стоять у магазина. Некоторое время я высматривал, какая из маршруток «моя» - одни доезжали до магазина и ехали обратно в Мексику, другие же направлялись в Америку. Следующая — последняя... Что делать?

Оставалось 10 минут. Зашёл в магазин. Америка встретила толстыми молодыми девчонками за прилавком. Каждая весом по центнеру, не меньше. Вернулся на остановку к молоденькой мексиканке. Поговорили, но о главном так и не спросил. Подъехала машина. Я залез. Маршрутка тронулась. Сердце замерло. Я всё поставил на карту. Подумал, если завернёт не туда, буду просить, чтобы остановили, мол, бумажник забыл в магазине.

Машина двинулась в противоположную от КПП сторону. И я подумал: неужели получилось, неужели я это сделал? Значит скоро будут водопады, highway, солнце — будет Америка!

А будет ли Америка? Продолжение следует...