Мероприятия в честь столетия Латвийской Республики — это знак уважения к собственному государству и его независимости. Поэтому любые дискуссии о необходимости многомиллионного финансирования этого праздника — пусты и бессмысленны, заявила в интервью Латвийскому радио бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга.

Экс-президент призвала латвийцев помнить, что все имеет свою цену. По ее мнению, причина публичных дискуссий о размере финансирования мероприятий в честь столетия Латвии кроется в пережитках советской психологии.

«У латышей это болезнь. [...] В советское время им внушили, что все должно быть бесплатным.

Ну нет такой вещи, как бесплатные обеды, понимаете? Ну нет! Всему есть своя цена, все чего-то стоит.

Если в тоталитарной стране вам пытаются рассказать, что все бесплатно, ведь государство вас так защищает и очень любит — это глубочайшая иллюзия. Во-первых, она вам многого не дает вообще, а за то, что дает — поверьте мне — вы уже заплатили, только не заметили этого. Отсюда берет начало это инфантильное чувство — если что-то не бесплатно и за это надо платить, то это что-то ужасное.

И до сих пор, за все 25 лет независимости, люди не могут взять в соображение, что если ты что-то делаешь, то это потребует или усилий, или денег, или всего вместе. Без усилий и денег ничего добиться нельзя»,

— напомнила Вике-Фрейберга.  

В беседе с радиостанцией она добавила, что считает дискуссии вокруг трат на столетие Латвии «бессмысленным пустословием», потому что конечным вопросом  здесь является уважение собственного государства.

«Мы либо уважаем, либо не уважаем себя как государство. Независимость либо что-то значит для нас, либо нет.

И начинать теперь ссориться и ныть из-за сантимов, что, мол, этого нам не надо и того нам не надо — ну, тогда скоро можно сказать, что дышать нам тоже не надо, это требует много усилий. Может, воздух стоит денег, я не знаю. Это доходит до абсурда», — считает экс-президент.

Ранее сообщалось, что празднование столетия Латвии обойдется почти в 60 млн евро, однако эти средства потратят за пять лет, и не всю сумму возьмут из госказны