С 1 августа вступают в силу поправки к закону, которые предусматривают расширение полномочий Госконтроля Латвии. В частности, работникам ведомства будет предоставлено право взыскания материального ущерба с ответственных должностных лиц за отступления от закона, констатированные в ходе ревизии, сообщает Служба новостей Латвийского радио. 

Расширения полномочий Госконтроль добивался еще с 2015 года. Тогда ведомство впервые заявило о том, что взыскание убытков, причиненных чиновниками госбюджету — крайне редкое явление для Латвии.

«Проводя ревизии в учреждениях публичного сектора, в течение продолжительного времени мы констатировали материальный ущерб, однако никаких мер по взысканию убытков от ответственных должностных лиц — не было. Хотя в нынешних законах такая возможность уже предусмотрена, реально не делалось ничего. Поэтому еще в 2015 году мы подали поправки к закону о Госконтроле, чтобы ведомсто само могло взыскать убытки — но только в том случае, если ответственное учреждение и должностное лицо само этого не сделает и если ущерб станет следствием противоправных действий», — Рассказывает глава юридического отдела Госконтроля Лиана Карлсоне.

Поправки к закону о государственном контроле стали одними из первых, которые провозгласил на должности президента Латвии Эгил Левитс. Как рассказала Лиана Карлсоне, вступающие в силу изменения будут касаться только тех ревизий, которые начнутся с 1 августа нынешнего года. К уже начатым и ранее проведенным ревизиям поправки относиться не будут.

Представитель Госконтроля также рассказала, что с 1 августа также будет вдвое увеличен срок давности нарушений должностных лиц. Попавки также определяют максимально возможную сумму взыскания с чиновников за ущерб, причиненный госбюджету.

«Законом установлен срок в четыре года, в течение которых можно взыскать ущерб с момента его возникновения. [...] Закон также ограничивает саму сумму, которую можно взыскать. Если ущерб нанесен по грубой невнимательности, его можно будет взыскать на сумму годовой зарплаты должностного лица после уплаты налогов. [...] Стандартные примеры — различные нарушения установленных законом ограничений при выплате премий, доплат, денежных призов. Например, доплата была разрешена в размере 30%, а она выплатили 40. Или, к примеру, оплачиваются услуги, которых не было, или служебный транспорт используется в личных целях», — говорит Карлсоне.

В свою очередь член общественного совета Госконтроля Эдгар Пастарс пояснил Службе новостей, почему установлен потолок суммы, которую можно взыскать с виновных в растрате средств чиновников.

«Соблюдение принципов законности —важно и общепринято. Но вместе с тем регулировками закона можно добиться того, что чиновники начнут боться принимать решения. Поэтому в мировой практике есть механизмы, чтобы этого избегать. Например, страхование ответственности, освобождение от ответственности в отдельных случаях или ограничение возможной ответственности. Это совершенно точно не относится к случаям, когда нарушения были осознанны и злонамеренны. Скорее, речь идет о грубой невнимательности. Такие же лимиты установлены и в соседних странах, они адекватны и необходимы. Также важно помнить, что чиновники — не миллионеры. […] Поэтому гнаться за иллюзорными суммами, которые невозможно взыскать — излишне. К тому же окажется, что чиновники будут бояться принимать решения в сложных ситуациях», — сказал Пастарс.

Необходимость изменений Службе новостей объяснил и член совета Госконтроля Эдгар Корчагин.

«Не все правонарушения подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем есть ряд нарушений правовых норм, которые приводят к убыткам, которые мы и констатируем в своих ревизиях. Поэтому не во всех случаях нужно прибегать к столь серьезному инструменту, как прокуратура. Но в случае, когда Госконтроль в ходе своих ревизий констатирует конкретные случаи, в случае бездействия учреждений Госконтроль может взять взыскание на себя», — отметил представитель ведомства.

Корчагин добавил, что закон о Государственном контроле также дополнен еще одним разделом, в котором будет описан процессуальный порядок взыскания. Он будет носить административный характер.

[...] Мы видим, что сроки рассмотрения дел в судах в целом сокращаются. Взыскание ущерба будет рассматриваться в суде в порядке административного процесса, что может быть сранительно быстрее чем, скажем, уголовный процесс», — заключил Корчагин.

Добавим, что информацию о лицах, отказавшихся добровольно возместить убытки, планируется публиковать на сайте Госконтроля. Всего по итогам ревизий Госконтроля, выявивших различные нарушения, за четыре последних года было заведено 36 уголовных дел, а осуждено — восемь человек.