Суд по так называемому уголовному делу Золитуде, назначенный на 6 декабря, не состоялся. Отменено сразу четыре декабрьских заседания, и следующие слушания состоятся только в новом году - 23 января. В чем причина задержки в рассмотрении резонансного уголовного дела, выясняла журналист Службы новостей Латвийского радио Светлана Гинтер.

К сегодняшнему дню прокуроры должны были подготовить новое обвинение подсудимым по делу трагедии в Золитуде, доработанное с учетом новых показаний обвиняемых. На это прокуратуре было дано больше месяца, и все было сделано в срок, но заседание Пардаугавского суда все же не состоялось. Об этом всех участников процесса предупредили накануне.

О причинах задержки слушаний и новых сроках Службе новостей Латвийского радио рассказала секретарь судебных заседаний Пардаугавского суда столицы Анете Микельсоне:

Заседание суда по делу Золитуде сегодня отменено из-за нетрудоспособности судьи Земитане.

По этой причине график рассмотрения дела изменен. Судебные заседания были распланированы заранее и был составлен график работы суда по этому делу на следующий год. Но кроме сегодняшнего слушания пришлось отменить еще три, запланированные на следующую неделю - 11-е, 12-е и 13 декабря. На конец декабря и начало января заседания не назначались, то есть ближайшее заседание по делу Золитуде состоится только 23 января. Все, что полагалось подготовить к сегодняшнему дню прокуратуре, сделано. То, что заседание не состоялось - не повод для прокуратуры не выполнять свои обязанности. Измененное обвинение подано суду в срок, вне судебного заседания.»

Прокурор Рижского судебного округа Екатерина Кушакова говорит, что измененное обвинение с учетом новых показаний подсудимых, подано в суд без задержек, и прокуратура была готова начать дебаты. На скамье подсудимых по-прежнему 9 обвиняемых. «Менялось обвинение обвиняемым, которые были преданы суду. Суду внесены измененные обвинения, но так как судебного заседания сегодня не было, по сути я вам ничего не расскажу.»

Очередная задержка на полтора месяца в судебных заседаниях по делу рухнувшей «Максимы» болезненно воспринимается потерпевшими в Золитудской трагедии. Бабушка погибшего при исполнении служебных обязанностей спасателя

Аустере Жарикова убеждена, что суд затягивается намеренно.

Как ранее Службе новостей сказала следователь Ингуна Кисиеле, которая расследовала обстоятельства Золитудсккой трагедии, в деле нет никаких проволочек, судебные заседания идут в нормальном темпе, никто их специально не затягивает, а на скамье подсудимых сидят все те, кто этого заслуживает.

Среди потерпевших и бывший депутат Сейма Имантс Бурвис, он рассказал Службе новостей, что под развалинами «Максимы» потерял сына. «У меня погиб сын, он потерпел, жена потерпела. Остался внук и две внучки, две дочки. Компенсацию да, получили, на тот момент легче стало. Это трагедия государственного масштаба . Как сказал на тот момент президент, это массовое убийство людей в мирное время. Бурвис считает главным виновником трагедии не отдельных строителей и чиновников, а государство и тогдашнего премьера Валдиса Домбровскиса. «Ответственности у нас убавилось, у нас прибавилось умения уходить от ответственности. И первый пример был почти прямо на месте, когда человек – премьер – за венец своей службы на этом месте получает орден за хорошую работу. Вот это, я понимаю, «ответственность». Это был итог его работы. Сейчас смотрят на технические причины, на вот эти 9 несчастных, которые да, в чем-то виноваты, я не спорю. Но все начинается на законодательном уровне.

Домбровскис очень спешил угодить инвесторам, которые так и не пришли, он очень спешил с реформой в отрасли строительства, где каждое неправильное движение приносит кровь.

Да, закона такого нет, по которому он виноват, премьер, но морально – ни ему, ни министрам экономики, которые готовили эти законы, эту закономерную цепь, благодаря которым рухнул этот магазин, нельзя было больше находиться ни на одной ответственной должности. Пускай он идет в бизнес, пускай ему там везет. А сейчас, насколько мне известно, он на должности еще более высокой, где от его неправильных действий будет зависеть намного больше жизней.»

Представитель «Максима Латвия» в суде Элина Стибеле, сказала Службе новостей, что предприятие не признает вины, но добровольно выплачивает компенсации - семьи погибших получили 100 тысяч евро, пострадавшие от 5 до 25 тысяч евро в зависимости от тяжести повреждений. «Тем, у кого не было физических травм, а только моральные, пока не выплачено компенсаций, но мы обещали им оказать финансовую поддержку в ближайшее время. Мы

уже выплатили 5 миллионов 200 тысяч евро семьям погибших, более миллиона двухсот тысяч евро пострадавшим физически. Это почти 6 с половиной миллионов.

И осталось около 60 человек, пострадавших морально, в ближайшее время и им что-то предложим. В сумму компенсаций входит также 1 миллион 800 тысяч – на пособие детям, оставшимся без родителей, каждый месяц до совершеннолетия им выплачивается пособие в 711 евро. Также, сразу после трагедии выплачено более 300 тысяч евро пострадавшим семьям, на разные нужды, в том числе и на медикаменты. Вместе с компенсациями семьям погибших в 6 с половиной миллионов общая сумма помощи от «Максимы» уже составила 9 миллионов евро.»

Потерпевшая и представитель общества «Золитуде 21.11» Алена Бурве-Желудкова сказала, что 60 морально пострадавших все еще ждут выплат. «Получили компенсации те, у кого погибли – 100 тысяч евро на семью. А в семье может быть и пять, и девять человек. Получили компенсации и те, кто получил тяжелые повреждения и средней степени тяжести. Тем, у кого синяки и ссадины и моральные травмы, выплат до сих пор нет. Нам обещала «Максима» до 21 ноября, но пока никаких движений нет».

Суд продолжится 23 января 2019 года.