Сегодня, 15 марта, на заседании Комиссии Сейма по иностранным делам депутаты и приглашенные эксперты обсуждали «Белую книгу» — сценарии возможного развития Европейского Союза. Единого мнения не сложилось, но основные проблемы в развитии Европы удалось установить, сообщает Служба новостей Латвийского радио.

У Европейского союза есть как минимум пять вариантов развития. Так написано в «Белой книге», опубликованной Еврокомиссией. Ассортимент широк — от «Европы двух скоростей» только единого рынка до федерализации и прочего.

Эксперты и депутаты пытались определить, куда пойдет Европа и какой из сценариев может быть интересен для Латвии. По мнению президента Европейского движения Латвии Андриса Гобиньша, перспективными направлениями являются лишь те, которые предполагают более тесное сотрудничество с Европой.

«Вариант, как его называют, Федеральной Европы – маловероятен. Не стоит на нем задерживаться даже. Неинтересна и только модель единого рынка. Так что, интересными остаются три – продолжать делать начатое; «те, кто хотят, делают больше» — это вариант, который поддерживают Меркель, Оланд и другие, в том числе, Эстония и Литва, ну и третья модель — делать меньше, но эффективнее», — рассказал Гобиньш.

В свою очередь профессор Жанета Озолиня отметила, что чем больше постоянных факторов в уравнении, тем проще строить прогнозы на будущее. Но в случае с Европой этих постоянных факторов почти нет. Сейчас оспариваются те ценности, которые еще пару лет назад казались незыблемыми.

«Проблема Европы сейчас в том, что постоянных факторов практически нет. Все меняется.

Если мы возьмем, например, отношение к евро. Итальянцы, которые всегда были оптимистами, сейчас стали евроскептиками. Все больше на будущее Евросоюза влияют результаты национальных выборов — мы не можем сейчас сказать, что Франция будет долгое время ярым сторонником Евросоюза. Неизменным остается традиционное сотрудничество США и Европы — его мы можем записать в число констант. Я не могу назвать ни одного сценария. Если, например, Европа пойдет по пути фрагментации, если выборы в Нидерландах, Франции, вызовут эффект «снежного кома», то почему — не единый рынок? При условии, что такие факторы будут доминировать?», — рассудила Озолиня.

По мнению представителя Института внешней политики Алдиса Аудерса, проблема Европы еще и в том, что здесь нет ярких лидеров. Пример Туска показывает, что многим политикам не хватает национальной поддержки. А значит, многие решения европейских структур могут быть легитимными только условно.

«Должны быть лидеры, и это огромная проблема.

Должна быть синергия в работе Еврокомиссии со странами-участнками Евросоюза — тут обязательно должна быть Германия, и еще кто-то, может, Франция. Но будет ли так — мы пока не знаем. Так что самым реалистичным я считаю первый сценарий, хотя сейчас много говорится о третьем, о "многоскоростной Европе"», — сказал Аудерс.

Депутат Сейма Рихард Колс со своей стороны отметил, что форма сотрудничества в Европе может меняться, но основные принципы сотрудничества надо беречь. 

«Скорее всего, основным сценарием будет многоскоростная Европа, но этот вопрос надо обсуждать со всеми 27 странами, в противном случае, простая его констатация будет только продолжать раскалывать Евросоюз. И в этом случае, простое упоминание о многоскоростной Европе расшатывает основной принцип сотрудничества — солидарность.

Всем жителям Евросоюза понятно, что две скорости и сейчас есть — есть еврозона и то, что за ее пределами. Но если скоростей будет еще больше, то где тогда будет солидарность?»,

— риторически спросил депутат.

Меж тем депутат Сергей Мирский выразил уверенность, что еврочиновникам не следует отрываться от интересов национальных правительств и рядовых избирателей. В противном случае ЕС может ждать распад.

«Люди моего поколения уже видели падение одного Союза. Там происходило то же самое. Политическая элита, коммунисты, жили где-то около Москвы, у них там все было хорошо и они не особо задумывались, что происходит тут у нас.

Поэтому, если мы хотим что-то понять в будущем, нам надо оценить, что происходит сейчас. А происходят, к сожалению, очень плохие процессы. И, мне кажется, если Европа не найдет какую-то общую идею, которая объединит все европейские народы, то ничего не будет…», — заявил Мирский.

Эксперты сошлись во мнении, что сейчас в Европе традиционные экономические интересы населения – безработица, зарплаты — уступают место требованиям безопасности: от терактов, от иммигрантов, от внешних угроз. Возможно, ту самую общую идею политики будут искать именно здесь.