Доступность общественного транспорта для людей с инвалидностью в Латвии по-прежнему оставляет желать лучшего. При этом водители компаний-перевозчиков порой оказываются не обучены обращению с пассажирами, имеющими особые потребности, сообщает Служба новостей Латвийского радио.

Поездка из Риги в Калининград для рижанки Анастасии Проскуряковой началась с неприятной неожиданности — уже на пороге автобуса стюардесса компании Ecolines сообщила ей: слабовидящей человек не может пользоваться их услугами без сопровождающего лица.

«Я попросила уточнить — где такое правило, где об этом написано? Она этого не сделала. Мы пошли к водителю, и водитель сказал — конечно же, я не могу ехать! Позвонили диспетчеру или администратору, который сообщил, что я могу ехать, судя по всему, раз меня в автобус взяли», — говорит Анастасия.

Ехать Анастасии все же разрешили. Однако на этом неприятности не закончились. По словам пассажирки, водитель на протяжении всей дороги ее игнорировал.

«Ко мне он подходил просто молча. Это, наверное, достаточно забавно, когда ты жестами показать человеку ничего не можешь и ты с ним не разговариваешь», — недоумевает рижанка.

 

В телефонном разговоре со Службой новостей Анастасия добавила, что по какой-то причине водитель не сообщил пограничникам о том, что на борту автобуса есть пассажир с инвалидностью — это делается для того, чтобы у человека с особыми потребностями не было необходимости покидать салон для досмотра. Ситуация повторилась и на обратном пути — Анастасии повезло возвращаться с тем же водителем. Во время движения он запретил ей передвигаться по салону.

По возвращении в Ригу Анастасия обратилась в Ecolines с просьбой провести обучение водителей по взаимодействию с пассажирами с особыми потребностями. Однако ответ вызвал у рижанки новые вопросы.

«Самое интересное, что было написано в этом ответе — что во время движения автобуса никто не может передвигаться, и я действительно нашла такое правило. Но тогда выходит противоречие: кофейный аппарат и туалет не работают в тот момент, когда автобус стоит.

На остановках автобуса ничего не работает и [ничем] нельзя пользоваться. Мы останавливаемся только на границе.  [...] Также мне сообщили, что по правилам перевозчика у меня должно быть сопровождающее лицо. Я прочитала все правила перевозчика. Про сопровождающее лицо там ничего не было сказано. Там был пункт, но это рекомендация, это — не правило, как утверждала стюардесса, водитель и те, кто отвечали на мое письмо», — подчеркнула Анастасия.

Служба новостей также попросила компанию Ecolines прокомментировать инцидент. 

«Пассажиров с ограниченными возможностями передвижения мы перевозим как на международных, так и на междугородних рейсах. Опыт за это время накопился. То, к чему мы призываем пассажиров, так это соблюдать в таких случаях закон об оповещении за 36 часов в соответствии с регулировками Евросоюза, — говорит глава междугороднего отдела компании Санита Дрейвиня. — «Если пассажиру необходима помощь при посадке и высадке из автобуса или во время рейса, об этом ему следовало бы предупредить перевозчика за 36 часов [до поездки]. Если пассажир этого не сделал, то мы считаем, что он оценил свои возможности и дополнительная помощь ему не нужна. В таких случаях мы оказываем помощь в пределах возможностей, которые есть во время конкретного рейса в конкретном автобусе. [...] Мы не получали информацию и с нашей стороны не был подготовлен работник, который ее сопроводит, или подъемник, и так далее. [...] В своем письме мы не указываем, что ей обязательно нужен сопровождающий.

Мы говорим пассажирам — путешествуя, им нужно тщательно оценивать свои возможности, потому что автобус находится в движении и это объект повышенной опасности. Мы должны заботиться не только о безопасности конкретного пассажира, но и о безопасности других пассажиров и экипажа. 

[...] От себя я бы добавила, что пассажиры не информированы, информации об их правах и обязанностях не хватает. Как перевозчик, мы никоим образом не желаем ограничивать права пассажиров с особыми потребностями путешествовать. Совершенно определенно они могут это делать, именно поэтому наши правила и предусматривают бесплатный проезд в автобуса для сопровождающих лиц — как на междугородных рейсах, так и на международных. Это предусматривают правила Кабинета министров. [...]

Конечно, учитывая, что конкретная пассажирка во время рейса пережила негативные эмоции и пережила негативный опыт, то пользуясь возможностью мы можем еще раз извиняемся перед ней за доставленные неудобства. Будем рады, если она продолжит с нами путешествовать и использовать наши автобусы»,

— заключила представитель Ecolines.

Какова же ситуация с доступностью услуг общественного транспорта для людей с особыми потребностями в Латвии? Этот вопрос мы адресовали председателю центрального правления Латвийского общества незрячих Светлане Спроге.

«Общественный транспорт должен быть доступен каждому человеку, в том числе людям с инвалидностью и с нарушениями зрения. Людям с нарушениями зрения или инвалидностью зрения следует обеспечить передвижение в общественном транспорте как самостоятельно, так и с сопровождающим лицом или с собакой-поводырем.

Как раз сейчас совместно с автотранспортной дирекцией мы разрабатываем новые требования для закупок, под которые необходимо приспособить общественный транспорт — автобусы, трамваи, троллейбусы и даже поезда.

Сейчас следует обеспечить доступный транспорт для людей с инвалидностью — для людей с нарушениями зрения это были бы контрастные цвета, чтобы были видны первая и последняя ступени, чтобы легко можно было найти надпись, номера, маршруты, названия.

Есть вещи, которые, конечно, нельзя прописать в правилах — это отношения людей, или, как в этом случае, отношение шофера. Оно должно быть понимающим, человечным и чутким.

Чтобы помочь человеку с нарушением зрения сесть в автобус, приобрести билет и обеспечить, чтобы у человека была возможность выйти на нужной остановке.

[...] В конкретном случае шофер, вероятно, действовал непрофессионально. Если человек достиг такого возраста, чтобы мог самостоятельно передвигаться, то нарушения зрения — определенно не преграда, чтобы человек получил услугу общественного транспорта. Скорее всего, это был непрофессиональный шофер, не получивший специального инструктажа о том, как надо перевозить человека с инвалидностью. Это в любом случае не допустимо. Это не основание, чтобы отказать в услуге», — заявила представитель Общества незрячих.

По словам Светланы Спроге, проблема доступности общественного транспорта особенно остро стоит для незрячих людей.

«[...] Письменных жалоб мы не получали, но доступность общественного транспорта — это большая проблема. Особенно для незрячих людей. Городской общественный транспорт не оборудован звуковой системой, на остановках недоступны расписания, которые могут прочитать и слабовидящие люди. Номера рижского общественного транспорта трудно различимы — скажем, в солнечную погоду их с трудом могут распознать даже люди с хорошим зрением. Конечно, это не касается новых троллейбусов, хорошие примеры тоже есть. Но в целом ситуация далека от удовлетворительной», — заключила Спроге.

Добавим, что к 2019 году в Латвии насчитывается 12 000 незрячих и слабовидящих людей.